В текущем году интерес к реализации этого проекта заметно возрос в силу недавних геополитических изменений в регионе Южного Кавказа, ожидаемого снятия санкций с Ирана и т.д.
Все это заметно расширит транзит через Астаринский терминал в Азербайджане. И на этом фоне планы Армении обрести статус транзитной страны в рамках МТК оцениваются как весьма туманные.
Победа Азербайджана в 44-дневной войне и освобождение Карабахского региона от многолетней оккупации переформатировала устоявшиеся геополитические реалии на Южном Кавказе.
Послевоенная ситуация позволит более полно конвертировать географические преимущества Азербайджана в рост грузоперевозок по коридору «Север-Юг», повысив их безопасность и эффективность.
В последнее время Россия и Азербайджан добились заметного продвижения в развитии логистики по МТК «Север-Юг», и эта работа увеличивает интерес третьих стран к транзиту контейнерных грузов по коридору.
По мере ослабления экономических санкций западных стран в отношении Ирана в ближайшие пару лет будет достигнут прогресс в строительстве 211-километрового участка ж/д Решт-Астара и стыковки рельсов в азербайджанской Астаре.
Даже с учетом отсутствия полноценного железнодорожного компонента в Иране слаженность работы российско-азербайджанских логистических и транспортных компаний позволяет динамично наращивать перевалку грузов через созданные в азербайджанской Астаре транспортные терминалы.
Здесь выстраивается эффективный мультимодальный сервис. Пиломатериалы, зерновые, контейнерные и иные грузы перезагружаются на иранские грузовики и отправляются в Иран и далее к портам Персидского залива.
Комбинированная железнодорожно-автомобильная перевалка грузов продолжалась и в весьма непростом 2020 году. Объем транзитных грузоперевозок между Азербайджаном и Ираном по коридору «Север-Юг» увеличился на 19%, и этот показатель возрос на 23,5% по итогам первого квартала текущего года.
После ожидаемого в текущем месяце запуска контейнерного поезда из Европы в Индию, который проследует по западной ветке МТК «Север-Юг» с перегрузкой в азербайджанской Астаре, со временем можно рассчитывать на ощутимый рост загруженности коридора в обоих направлениях.
Индия также проявляет интерес к переброске части грузов с морского транспорта на сухопутный коридор «Север-Юг». Подобный спрос возрос на фоне ощутимого удорожания морских перевозок и недавнего инцидента с контейнеровозом, перекрывшим движение в Суэцком канале.
Кроме того, коридор через территорию Ирана, Азербайджана и России позволит сократить время в пути между теми же Индией и Европой с 40 до 20 дней, уменьшив транспортные расходы на 30%. Это сократит транспортные издержки. Стоимость перевозки стандартного 40-футового контейнера от Мумбая до Москвы будет ниже $3 тысяч.
Обладая современными контейнерными терминалами в порту Алята, при необходимости Азербайджан может перебросить часть грузов из Индии и Юго-Восточной Азии на паромы и фидерные суда, курсирующие в направлении портов Актау и Туркменбаши, совместив преимущества двух маршрутов - «Север-Юг» и TRACECA.
В частности, о перспективах морского компонента МТК зашла речь в ходе круглого стола в Москве, где обсуждался ресурсный логистический потенциал проекта «Север-Юг» и его значение для Каспийский региона.
Согласно оценкам выступившего на форуме гендиректора АО СЭЗ «Лотос» Сергея Милушкина, создание в Астраханской области современного порта с контейнерным терминалом способствует росту грузоперевозок в направлении иранских портов. В то же время возможностями нового торгово-логистического хаба смогут воспользоваться все прикаспийские государства, включая и Азербайджан.
Большая часть региональных вариантов транзита по коридору «Север-Юг» - железнодорожный и автомобильный, а также отчасти морской, так или иначе замыкаются на Азербайджане.
На этом фоне весьма призрачно выглядят шансы Армении присоединиться к коридору «Север-Юг» в качестве полноценной транзитной страны. В свое время Армения упустила шанс создать собственную транспортную инфраструктуру, и ее нынешние попытки достроить автомагистраль «Север-Юг» от иранской до грузинской границы неубедительны.
За прошедшие десятилетия из 490 километров автотрассы построено меньше 100 км. На остальные сегменты необходимо свыше $400 млн, пока еще не завершены переговоры с внешними донорами.
Еще хуже обстоят дела с железнодорожным компонентом. Здесь на инфраструктуру необходимо $2-3 млрд. У Армении таких средств нет, финансировать подобные начинания Исламская Республика или Россия не намерены.
А самое главное - это бессмысленно, так как незначительность внутреннего рынка и нулевые транзитные возможности Армении не позволят окупить вложения в ж/д инфраструктуру в обозримой перспективе.
Хазар Ахундов
Media.az