В пятницу Александру Лукашенко в Минске нанес визит министр иностранных дел России Лавров. По своему обыкновению они обнялись, но это объятие двух «братьев» было, пожалуй, холодным как никогда.
У Лаврова для Лукашенко было важное послание: реформируй конституцию!
Если перевести это на язык действий, Лукашенко следует покинуть свой пост в результате контролируемого процесса.
Уже на следующий день Лукашенко выдал свою трактовку призыва Москвы. «Никакую конституцию я под себя не делаю. С новой конституцией я уже с вами президентом работать не буду. Поэтому успокойтесь», — сказал он.
Но именно здесь-то и начинаются проблемы.
Резкие изменения
Дипломаты, возможно, выразились бы так: Лукашенко — мастер метаморфоз.
Другие просто скажут, что на этого человека нельзя положиться, потому что он — известный лжец.
Даже в Кремле, чьи обители и сами порой занимаются тем же самым, то и дело закатывают глаза, когда речь заходит о Лукашенко.
За неделю до президентских выборов в Белоруссии Лукашенко заявил, что Москва отправила в страну наемников, чтобы дестабилизировать ситуацию. На самом деле Кремль очень осторожно поддерживал других кандидатов, чтобы ослабить Лукашенко.
Через несколько дней после выборов, когда мошенничество раскрылось и начались массовые протесты, тот же Лукашенко бросился в объятия Путина с мольбами о помощи.
Оба пришли к мнению, что демонстрации спровоцированы Западом, и Путин пообещал поддержать Лукашенко.
Резкие изменения в так называемой политике Белоруссии всегда объясняются очень просто: Лукашенко готов на все, лишь бы остаться у власти.
Но дело не всегда в его эго.
Не усидел на двух стульях
«Политическая логика авторитарного лидера меняется, когда снижается риск потери власти», — считает Евгений Прейгерман из Московского центра Карнеги.
Чувствуя себя в безопасности, Лукашенко начинает подчеркивать важность «национальных интересов».
Когда Россия в 2014 году аннексировала Крым, Белоруссия вынесла из этого незабываемый урок. Кризис на российском рынке означает еще более серьезный кризис для белорусской экономики.
Поэтому Белоруссия начала диверсифицировать свою экономику и искать другие рынки экспорта. В политике Минск тоже стал пытаться нормализовать отношения с ЕС и США.
Однако больше всего Москву раздражало, что Белоруссия вдобавок начала тормозить военное сотрудничество с Россией. Медленно, но верно Москва, наконец, пришла к выводу, что на Лукашенко положиться нельзя. И начала осторожно прощупывать почву в поисках альтернатив.
А нашла она белорусскую революцию.
Затишье перед бурей
На сегодняшний день Лукашенко, кажется, считает, что выстоял в бурю.
Он снова начал критиковать недругов в России, которые не понимают, что белорусский народ хочет жить с Россией в добрососедстве, но не в одном доме.
Москва быстро отреагировала на метаморфозу Лукашенко и отправила к нему Лаврова, чтобы напомнить, как в реальности дела обстоят.
Для Москвы Лукашенко — синоним нестабильности. Она хочет избавиться от него, но это должно произойти «законно». Выйти из положения можно с помощью реформы конституции.
По плану, реформа будет представлена в январе, после чего нужно будет провести референдум и, наконец, новые выборы. Согласно новой конституции, власть президента уменьшится, а политические партии станут сильнее.
Москва надеется таким образом обеспечить себе больше влияния, разделяя и властвуя.
Персона нон грата
Белорусская оппозиция не верит словам Лукашенко о конституционной реформе, как и его обещаниям уйти с поста президента. Его посулы воспринимают лишь как тактический прием, чтобы подменить повестку дня и выиграть время.
«В ближайшей перспективе Лукашенко не остается ничего иного, кроме как вести переговоры о гарантиях своей личной безопасности», — считает минский политолог Артем Шрайбман.
Еще один вариант — отыскать кого-то, кто на компромиссных условиях мог бы временно исполнять обязанности главы государства. Это должен быть человек, который сможет убедить недовольное большинство в том, что Лукашенко действительно ушел на пенсию, а в стране начались настоящие реформы.
Но 66-летний Лукашенко совершенно точно на пенсию не собирается. Вместо этого он судорожно ищет, какую бы еще занять позицию у руля, если конституцию действительно реформируют.
Абсолютно не планирует он и передавать власть, ведь он убежден, что без него Белоруссия не выживет. Так что он продолжает идти тем же курсом, которого придерживался последние 26 лет, пытаясь сохранить власть любыми способами.
Источник: Yle (иносми)