Барат ханым Шекинская запечатлилась в моей памяти в образе бабушки в драматической комедийной ленте “Его бедовая любовь”, экранизированной Зияфетом Аббасовым по сценарию Байрама Байрамова.
В образе интеллигентной и лучезарной бабушки с вязаным платком на плечах, читающей своему внуку двустишие Хайяма. На самом деле ею были созданы более интересные образы, такие как, Шовкет во “Встрече” и няня в “Не та, так эта”. Так почему же мне особо запомнился именно этот образ бабушки? Потому что Барат ханым эту роль не играла, а была в ней сама собой.
Барат Шекинская исполняла роли Дездемоны, Джульетты - создавала их, входила в образ, глубоко погружалась в роль - как вам угодно - и мастерки с справлялась с поставленной задачей, как настоящий профессионал, до сих пор театроведы рассказывают об ее работах. Но настоящую Барат ханым - дочь бека мы увидели в образе бабушки.
Как- то я брала у нее интервью, напротив меня сидела и вела со мной беседу моя любимая героиня - та самая бабушка, 80- летняя актриса Барат ханым.
Двоюродная сестра Абдуррагим бека Хагвердиева Гевхар ханым выдала свою дочь Агджу за Хабиб хана Шекинского, принадлежащего другому известному роду из Шуши. Состоялся желанный двумя бекскими семьями брак, но...Все трое детей, которых Агджа ханым родила одного за другим, появились на свет мертвыми.
Разумеется, такое было неприемлемо для солидного и именитого рода, поэтому невестка стала для свекрови Зибы ханым “настоящим врагом”.
Когда Агджа ханым в очередной раз забеременела, Зиба ханым, не скрывая своего негодования, заявила сыну “забери свою жену к ее матери, пусть там родит мертвого ребенка”, - сказала она.
Агджа ханым родила в доме Гевхар ханым. Гевхар ханым основательно подготовилась к родам, пригласив самую известную акушерку Шуши вместе с несколькими свидетелями, а также известного врача Шуши Керим бека Мехмандарова.
7 июня 1915 года ребенок появился на свет живым, но очень слабым. Поэтому весть о рождении внучки сообщили сварливой бабушке спустя три недели, после того, как убедились, что ребенок выжил. Девочка была настолько слаба, что впервые заплакала только на 21 день своего рождения.
Когда бабушка услышала новость о рождении внука, она сказала, - Агджа не смогла бы родить живого ребенка. В этот раз сын, не простив обиду на мать, ушел и больше домой не вернулся. Хабиб хан отправился в Россию, где служил военным офицером различного ранга в армии Деникина, участвовал в сражениях, затем приехал обратно на родину. Датой рождения ребенка был записан день, когда о нем сообщили бабушке - 28 июля 1915 года. Девочку назвали Барат, что означает “божий дар”.
Затем судьба преподнесла семье еще один подарок - родилась вторая дочь Сария. В последний раз Барат видела своего отца в пятилетнем возрасте. Агджа ханым ждала третьего ребенка, когда Хабиб бек зимой 1920 года, не признав советскую власть, оставил свою жену и троих детей на попечение тещи и уехал.
Впоследствии все попытки воссоединиться с семьей оказывались тщетными. Каждый раз, отобрав у семьи оставшиеся имущество, вплоть до лошади, и спрятанные в пеленках ребенка золотые украшения, их возвращали обратно.
Спустя годы Барат Шекинская будучи на гастролях в Турции узнала о том, что ее отец перешел через Иран в Турцию, где остался жить, и до конца своих дней сохранил верность матери, так и никогда не женившись. Он скончался в 1955 году.
Я рассказала об этом, чтобы на фоне судьбы актрисы мы еще раз вспомнили о том, что пришлось пережить нашему народу.
Спустя годы Барат ханым взяла бабушку Зибу ханым под свою опеку. Та ушла из жизни, ни разу не услышав из уст актрисы упреков о том, что не приняла ее ребенком и стала причиной распада семьи….
Это все произойдет позже…. а пока идет 1920 год, и Барат, еще девочкой , сыграла свою первую роль Сакины в спектакле "Şəbih" в Шуше. Впервые она пошла в школу тоже в Шуше.
21 августа 1920 года мать, забрав с собой детей - Барат, Сарию и Сулеймана, покинула Шушу и отправилась сначала в Агдам, а в 1923 году с помощью сестры Агджы перебралась в Гянджу.
В Гяндже Барат сначала училась в женской школе N 2, а затем продолжила учебу в Гянджинской педагогической школе. Принимала участие в школьном и городском драматических кружках. После окончания педагогической школы в 1930 году ее отправили в Саркарскую сельскую школу учителем.
Работая учителем, она продолжала артистическую деятельность. Знакомство с директором клуба Мир Ибрагимом Гамзаевым определило ее дальнейшую судьбу.
Мир Ибрагим Гамзаев, уже имеющий за плечами один брак и дочь, попросил руки 16 - летней Барат, которая была младше него на 8 лет. Мать Агджа была против этого брака, поэтому девушка сбежала с Мир Ибрагимом. Своим упрямством она походила на свою бабушку.
Очевидно, что в тот период все главные роли в клубе исполняла Барат - Дездемоны, Офелии, Ширин, Лейли и др.
Через год в семье родилась дочь - Солмаз. Свое имя девочка получила в честь героини романа “Огненная невеста” Джафара Джаббарлы.
Как и все бурные и скорые романы, этот брак также распался вследствие измены. Барат ханым шла на работу с ребенком на руках, когда увидела своего мужа сидящим на скамейке в летнем театре в обнимку с одной из актрис театра.
Мужчина провел всю ночь у порога дома Агджы ханым в надежде , что Барат ханым простит его. И в этот раз Агджа ханым предупредила дочь - он нас до добра не доведет, - сказала она ей, но дочь по - прежнему ее не услышала.
Все попытки Мир Ибрагима сохранить брак оказались тщетными, пара рассталась.
Спустя некоторое время Барат ханым покинула теперь уже получивший свое название Гянджинский театр и, отдав дочь матери, отправилась в Баку.
События, о которых мы повествуем, относятся к 30-ым годам. Всем известно, что это были годы репрессий. Годы, когда репрессиям подвергались потомки рода азербайджанских беков и ханов. Этот меч прошел и над головой Барат ханым Шекинской.
Была еще одна правда, уничтожение личностей носило не только физический характер, кто- то был сломлен духом, или терял себя, становясь марионеткой в чужих руках.
Встреча с Адилем Искендеровым, с которым она познакомилась когда - то в Баку, привела ее в Академический театр. И с первой же ролью к Барат ханым пришел успех.
Театр нуждался в молодой и красивой актрисе. В 23 года актриса был удостоена звания заслуженной артистки. На ее спектакли приходил смотреть Мир Джафар Багиров.
Удивительно, но Барат ханым всегда была далека от интриг и ревности, царивших в этом театре на протяжении всего его существования. Хотя странного в этом мало, потому что таков был характер Барат ханым. Актриса никогда не искала славы, не добивалась главных ролей, играла те роли, которые ей давали и, к счастью, ей на пути попадались хорошие образы и профессиональные режиссеры.
Говоря о профессиональных режиссерах, я имела ввиду сыгранные ею в театре роли, но они ей встретились и в личной жизни.
В театре она познакомилась и вышла замуж за другого профессионального режиссера Шамси Бадалбейли.
Мать не разрешила ей привезти в Баку дочь, как она того хотела, в этот раз Барат ханым послушала мать. Только в 10 - летнем возрасте Солмаз Гамзаева воссоединилась с матерью и считала своим отцом Шамси Бадалбейли. Однажды, в ложе Гянджинского театра она случайно встретила Мир Ибрагима и там же узнала о том, что он является ее родным отцом.
В этом браке у Барат ханым родилась вторая дочь - Ровшана Бадалбейли.
Мир Ибрагим же после расставания с Барат ханым женился на актрисе Зарош Гамзаевой. И хотя у него в этом браке родились трое детей - два сына и дочь, он очень скучал по Солмаз. Но увидеть ее он мог только втайне от Барат ханым и не без посторонней помощи.
Брак Барат ханым с Шамси Бадалбейли продлился 6 лет.
После развода в 1943 году Барат ханым снова вернулась в Гянджинский театр. За год до этого главным режиссером театра был назначен Мехти Мамедов. Он получил образование в Москве и был направлен в театр по распределению.
Режиссер часто посещал в Баку спектакли Академического театра, особенно те , в которых играла Барат ханым. После того, как Барат ханым развелась, Мехти Мамедов пригласил ее работать в Гянджинский театр. Итак...
В 1944 году Барат Шекинская вышла замуж в третий раз за режиссера Мехти Мамедова, который был моложе ее на три года. Поговаривали, что любовь между двумя шушинцами возникла еще до того, как состоялся развод Барат ханым. Она никогда не была сторонницей тайной жизни и измен. Именно это стало причиной расставания с Шамси Бадалбейли.
В третьем браке актрисы на свет появился Эльчин Мамедов, будущий театральный художник, исполнивший роли Гарача Чобана в “Деде Горгуд” и Мирпаши в “Семеро сыновей моих”, безвременно ушедший из жизни в результате сердечного приступа. Он был очень похож на своего отца Мехти Мамедова.
Надо сказать, что когда в очередной раз театр посетил поклонник таланта Барат ханым Мир Джафар Багиров и не увидел там актрису - шекинку (он думал, что Барат ханым родом из Шеки), то поинтересовался причиной ее отсутствия и узнав о ней, настойчиво потребовал от Адиля Искендерова вернуть актрису обратно в театр.
Когда Адиль Искендеров позвонил Барат ханым, та сообщила ему о своем браке с режиссером театра.
Возможно, Барат ханым унесла с собой некоторые тайны, так и не сумев их никому открыть. Ведь то была эпоха полная тайн - 1930- 50 годы.
Когда Адиль Искендеров назвал Мир Джафару Багирову причину отъезда актрисы , тот ответил: “пусть возвращается вместе с мужем”. Пара уже работала в Аздраме, когда у них родился сын Эльчин, семья жила в квартире, подаренной им государством, это был 1946 год.
Через 7 лет Барат ханым подала на развод. Народная артистка ушла из театра и в течение 4 лет работала на киностудии “Азербайджанфильм”, которой руководил Адиль Искендеров. Она продолжала сниматься в кино, работала диктором на недавно открывшемся телевидении, ведущей в филармонии.
Когда в 1960 году Мехти Мамедов был назначен на должность главного режиссера театра, Барат ханым снова вернулась в театр. На тот момент Мехти Мамедов уже был женат на актрисе Шафиге Мамедовой.
У Мехти Мамедова и Шафиги Мамедовой родился сын. А сын Шамси Бадалбейли Фархад известен всем.
Надо сказать, что прекрасные взаимоотношения между всеми этими детьми вызывали в творческой среде некоторую зависть.
Ровшана Бадалбейли проживает за рубежом. Ульви Мамедов трудится в театральной сфере. Солмаз Гамзаева долгие годы работает на государственном телевидении.
Барат ханым Шекинская в 1978 году покинула театр, написав заявление по собственному желанию. По неосторожности, допущенной фотографом, Барат ханым потеряла глаз, ей был сделан искусственный аналог. Она и к этому происшествию относилась оптимистично. Иногда шутила: “Сейчас надену глаз и приду”.
Эта женщина была полна любви. Она четко определяла свое место и свои границы, когда настало время принять решение об уходе со сцены, она его приняла.
Когда во время репетиции она почувствовала легкую дремоту, то поняла, что настало время уходить. Зарнигяр Атакишиева поступила точно так же, вовремя покинула сцену, которую любила больше жизни. Возможно им самим это решение далось с большим трудом, но они мужественно его приняли. Барат ханым ушла, как подобает дочери бека, и прожила комфортную жизнь пенсионерки в своем доме.
Она полюбила кухню, свой дом, принимала гостей, угощая их вкусными блюдами собственного приготовления, принимала участие в театральных мероприятиях. Она любила проводить время со своим сыном Эльчином у себя дома. Эльчин Мамедов нигде не был так счастлив, как рядом с матерью.
За два дня до своей смерти она дала интервью государственному телевидению, приготовила для гостей долму, накрыла стол.
Барат Шекинская скончалась 14 января 1999 года в возрасте 84 лет. Она была похоронена на Аллее почетного захоронения.
“Yükü hər kirpiyimin bir buludun leysanı
Gözümü yumsam əgər sel-su tutar dünyanı…”
Барат ханым Шекинская запечатлилась в моей памяти в образе бабушки в драматической комедийной ленте “Его бедовая любовь”, экранизированной Зияфетом Аббасовым по сценарию Байрама Байрамова. В образе интеллигентной и лучезарной бабушки с вязаным платком на плечах, читающей своему внуку это двустишие Хайяма...