Кроме того, Мирзоян попытался манипулировать итогами 44-дневной войны фразой о том, что «реалии, созданные посредством применения силы и массовых нарушений прав человека, не могут создать прочную основу для мира и безопасности в регионе». Тогда как осуществленное Азербайджаном в ходе войны осени 2020 года освобождение пятой части своей международно-признанной территории было ответом на применение силы со стороны Армении, оккупировавшей в начале 1990-х годов азербайджанские земли и совершившей в ходе оккупации бесчисленное множество военных преступлений и нарушений прав сотен тысяч азербайджанцев. Убитых или изгнанных со своих родных мест.
Другой пример отказа Армении содействовать мирному процессу в посконфликтном регионе явил председатель постоянной парламентской комиссии по внешним связям, глава армянской делегации в ПА ОБСЕ Эдуард Агаджанян. Он подтвердил позицию официального Еревана относительно одного из положений трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года - положения о создании транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и его Нахчыванской АР через территорию Республики Армения. Согласно этой позиции, Армения отказывается обсуждать вопрос строительства Зангезурского коридора, в чем и заверил вновь армянский официоз в лице Агаджаняна.
Таким образом, Армения по факту отказывается от прочного и долгосрочного мира с Азербайджаном. Поскольку не намерена следовать решению двух приоритетных задач в процессе предполагаемой нормализации межгосударственных отношений - заключению мирного договора, в основу которого должно быть положено взаимное признание территориальной целостности, и созданию Зангезурского коридора как ключевому элементу разблокирования региональных коммуникаций и налаживания двустороннего сотрудничества.
Между тем, фактический отказ Армении выполнять основополагающие условия урегулирования ее отношений с Азербайджаном перечеркивает и возможность нормализации диалога между Ереваном и Анкарой. Совсем недавно глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу обвинил Армению в затягивании процесса нормализации двусторонних отношений, указав на необходимость реализации ею таких конкретных шагов, как открытие Зангезурского коридора и заключение мирного договора с Азербайджаном. Поскольку, подчеркнул Чавушоглу, «мы начали с Арменией процесс в двустороннем формате, однако не следует забывать, что он в действительности трехсторонний. Мы каждый шаг координируем с Азербайджаном: хочет Армения или нет, но реальность такова. Мы одна нация, два государства».
Аналогичное предупреждение Армения получила буквально на днях и от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который в интервью TRT обнародовал факт указания в своем телефонном разговоре с премьер-министром Армении Николом Пашиняном того, что для Анкары «красная линия» - это Азербайджан. А потому, в очередной раз дал понять Эрдоган, процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией станет возможным лишь после урегулирования Арменией своих отношений с Азербайджаном.
Таким образом, Анкара вновь указала на прямую связь между процессами армяно-турецкого и армяно-азербайджанского урегулирования. Отказываясь предпринимать реальные шаги на пути заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией, а также саботируя предписанное трехсторонним заявлением создание транспортной связи между Нахчываном и остальной частью Азербайджана - Зангезурского коридора, Ереван срывает и нормализацию армяно-турецкого диалога. В результате под большим вопросом оказывается судьба мирного процесса в регионе. Его крах будет означать новую военную эскалацию, которая поставит Армению перед одной-единственной перспективой. Быть принужденной к полному выполнению акта о ее капитуляции в 44-дневной войне - трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года - и адекватному пожинанию плодов своего отказа от признания территориальной целостности Азербайджана.
Media.az