- Правда, что реальной причиной протестов стали социально-экономические проблемы?
- Конечно, именно социально-экономические проблемы стали причиной начала мирных акций протеста. Казахстан на протяжении многих лет встречается с новыми волнами инфляции. За 28 лет национальная валюта упала в более, чем 100 раз. Естественно, все это приводит к росту цен и другим социально-экономическим проблемам. Но детонатором прошедших акций протестов стало решение о поднятии цен на сжиженный газ с 50 до 120 тенге. И все это произошло буквально за один день.
Западные регионы Казахстана восстали, в первую очередь, город Жанаозен, крайне неспокойный, к слову. Достаточно вспомнить 2011 год и протестное движение в Мангистауской области Казахстана.
К слову, тогда беспорядки тоже спровоцировали люди извне, просто переодевшись в рабочих. На этот раз первыми на акцию протеста тоже встали именно жители города Жанаозена, потом подключились другие западные регионы и огонь протестов перекинулся на Алматы.
- А затем ваш президент обратился за помощью к ОДКБ…
- …большая политическая ошибка Касым-Жомарта Токаева. Это большой аванс со стороны России, которая обязательно что-то потребует взамен, например, участие в подобных операциях на территории РФ либо других стран-членов ОДКБ. Но самая большая опасность в том, что российские военные могут и не выйти из Казахстана. Хотя президент пообещал, что в течение 10 дней военный контингент покинет нашу страну.
Еще признаться, меня, как тюрка, очень задело то, что в Казахстан приехали армянские военные. Мы в прошлом году отслеживали и волновались за Азербайджан, ждали долгожданной победы и завершения Карабахского конфликта, а тут к нам приехали военные из Армении. Это меня где-то даже унизило, хотя я понимал, что азербайджанский военный контингент просто не может быть приглашен в Казахстан, учитывая, что АР не входит в ОДКБ.
Но самое главное, что мы не знаем, кто стоял за протестами. Я лично не верю в иностранных наемников, тем более в то, что их было 20 тысяч человек. Достаточно вспомнить кыргызского музыканта Викрама Рузахунова, которого выставили наемником. Благо, потом хотя бы отпустили.
Желание, таким образом, дотянуть до 20 тысяч мифических иностранных террористов просто удивляет. Я думаю, у нас хотели претворить в жизнь украинский сценарий, когда сначала заходят «титушки», потом якобы для борьбы с ними призывают военных ОДКБ… Поэтому сейчас очень важно, чтобы миротворческий контингент ОДКБ покинул Казахстан. Это очень опасный момент для нас, учитывая поведение России и ее агрессивную внешнюю политику. Повторюсь, это политическая ошибка Токаева, мы могли бы обойтись собственными силами!
Отметим, что «титушки» - собирательный термин, возникший в мае 2013 года на Украине, первоначально для именования молодых людей, негласно используемых местными властями в качестве подстрекателей и наемников для организации силовых провокаций, потасовок, иных акций с применением физической силы. Отличительной чертой «титушек» является их поддержка со стороны структур местных властей и, как следствие — гарантированная безнаказанность и покровительство со стороны правоохранительных органов.
- Как народ воспринял приход военных ОДКБ?
- Очень негативно! 99,9% казахов были возмущены подобным решением главы государства. Мой друг был расстроен настолько, что твердил: «Я готов застрелиться от обиды или вообще покинуть страну». Он адекватно понимает, что Россия может просто не вывести свои войска, воспользовавшись любым поводом. Спокойствия не будет, пока последний военный ОДКБ не покинут нашу территорию.
Чем все это закончится сказать сложно, поскольку, повторюсь, мы не понимаем, было ли это все инициировано нынешними властями, речь о сторонниках Нурсултана Назарбаева… Непонятно, что это было, поэтому мы не знаем, что будет дальше. Но это в любом случае спровоцированные погромы, а сценарий писался уже впопыхах, дабы успеть воспользоваться мирными акциями протеста.
Джамиля Алекперова