Иран усиливает военную риторику в адрес Азербайджана, поскольку Тегеран проводит свои крупнейшие военные учения за последние три десятилетия на границе с Азербайджаном. Тем временем патриотизм в Азербайджане , который уже достиг высокого уровня после его недавней победы во Второй карабахской войне, мобилизуется для противодействия иранской угрозе.
Военный конфликт между Ираном и Азербайджаном приведет к региональному пожару. Учитывая, что Турция только что заключила пакт о безопасности с Баку, подписав Шушинскую декларациюв июне Турция обязательно поддержит Азербайджан. Пакистан, союзник Турции и Азербайджана, также усилит военное давление на восточной границе Ирана. Между тем, у Армении, которая не желала смириться со своим поражением, может возникнуть соблазн использовать отвлечение азербайджано-иранской войны, чтобы вернуть себе то, что националисты называют «Восточной Арменией», что приведет к новой войне из-за Нагорного Карабаха. Более того, региональный пожар нанесет ущерб политике безопасности России на Южном Кавказе, поскольку поставит под угрозу так называемую «миротворческую» операцию России в Нагорном Карабахе. Кремль больше не мог притворяться нейтральным, если его региональные союзники - Иран и Армения - были вовлечены в военные операции.
Не случайно возобновление региональной напряженности и угроза азербайджано-иранской войны возникли после того, как недавно назначенный президент Ирана Эбрагим Раиси унаследовал установившийся региональный геополитический порядок, противоположный Ирану. Частью этой конфигурации является прозападная военная группировка и группа безопасности, в которую входят Турция, Азербайджан и Пакистан. 27 июля Турция, Азербайджан и Пакистан подписали Бакинскую декларацию о стратегическом партнерстве, которое создало новый формат политического и военного сотрудничества между тремя странами. В Бакинской декларации подтверждается поддержка возвращения оккупированных территорий Азербайджану и выражается солидарность с позицией Пакистана по спорным регионам Джамму и Кашмир. В начале сентября Турция, Азербайджан и Пакистан провелиСовместные военные учения « Три брата » в Баку, которые азербайджанские военные руководители использовали, чтобы поблагодарить своих двух союзников за их поддержку во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года.
Израиль, который поддерживает партнерские отношения с Азербайджаном в сфере безопасности с начала 2000-х годов, также принадлежит к этой геополитической группе. 2 августа, в период потепления отношений между Турцией и Израилем, Азербайджан открыл офис по развитию торговли и туризма в Израиле, что является прелюдией к открытию официального посольства. Израиль открыл посольство в Баку еще в 1993 году.
Конкурирует другая геополитическая группа, состоящая из России, Армении и Ирана. Премьер-министр Армении Никол Пашинян решил присутствовать на инаугурации Раиси, а Алиев - нет. Кроме того, Армения поддержала Индию в территориальном споре с Пакистаном.
Неудивительно, что назначение Раиси ведет к ухудшению отношений между обеими геополитическими группировками. Бряцание оружием Ирана в отношении Азербайджана не новость; в 2007 году Алиев сказал, что Иран представляет собой «серьезную проблему» и напоминает «загнанное в угол дикое животное». Алиев также заявил, что «не существует эффективного международного механизма противодействия угрозе, исходящей от Ирана».
В прошлом месяце, охарактеризовав Азербайджан как «сионистское образование», Иран провел на границе с Азербайджаном свои крупнейшие военные учения за тридцать лет. Представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде заявил, что Иран «не потерпит присутствия сионистского образования (Израиля) возле своих границ и примет меры безопасности, которые сочтет необходимыми». Бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза заявил, что «хотя Иран не пытается быть« враждебным », он все же демонстрирует трем странам свое беспокойство по поводу их [более ранних] совместных учений». В ответ, и представляющий третью военных учений всего за два месяца, Турция и Азербайджан провели Стойкий Brotherhood военные учения в начале октября в Нахичевани, азербайджанском анклаве, зажатом между Арменией и Ираном.
На ухудшение отношений Ирана с Азербайджаном влияют пять факторов.
Первый фактор - это партнерство Азербайджана с Израилем в сфере безопасности. Более десяти лет назад иранский начальник штаба генерал-майор Хасан Фирузабади направил завуалированную угрозу Азербайджану за разрешение визита президента Израиля Шимона Переса в 2009 году. Фирузабади зловеще предупредил Алиева, что его «ждет темное будущее, поскольку пробуждение людей невозможно подавить». за «предоставление сионистскому режиму свободы вмешиваться в дела своей страны», заявив, что это приведет к «запрету исламских правил».
Хотя партнерство шиитского Азербайджана в сфере безопасности с Израилем необычно и уникально, Баку указал, что сотрудничество шиитского Ирана с христианской Арменией, «оккупировавшей территорию Азербайджана», также «противоречит солидарности исламского мира». Как сообщается в американской дипломатической телеграмме , Иран никогда не осуждал оккупацию христианской страной (Арменией) территории своего шиитского соседа (Азербайджана). Во время встречи на высшем уровне в мае 2002 года между бывшим президентом Гейдаром Алиевым и президентом Ирана Мохаммадом Хатами последний отказался осудить оккупацию, небрежно заявив, что «Армения - это не Израиль, а азербайджанцы - не палестинцы».
Хотя Иран и Азербайджан являются большинством шиитских стран, между ними есть важное различие: Азербайджан унаследовал и сохранил светскую культуру от семи десятилетий пребывания в Советском Союзе; Иран не желает признавать, что светская идентичность Азербайджана основана на тюркской культуре, и расстроен и огорчен растущим влиянием Турции внутри границ своего соседа.
Тем временем Иран попытался - но безуспешно - распространить шиитскую революцию в Азербайджане. В 2000-х годах Сепах-э Пасдаран , Корпус стражей исламской революции, обучал и незаконно внедрял террористов Аль-Каиды и Хезболлы в Азербайджан для проведения бомбардировок израильских, американских и западных дипломатических объектов, полицейских участков и школ. Алиев, израильский посол, еврейские учителя и раввины, служившие древней горской еврейской общине, были жертвами убийства.
Второй фактор - нежелание Ирана принять светское шиитское государство, которое он считает принадлежащим к традиционной сфере влияния Персии. Иранский шиитский фундаментализм буквально не пользуется поддержкой в Азербайджане, поскольку религия важна только для одной трети населения Азербайджана. Между тем, только 8 процентов граждан Азербайджана - самое низкое число в мусульманском мире - поддерживают то, что шариат стал официальным законом в их стране.
Иран сталкивается с двумя дополнительными препятствиями в продвижении своей исламской революции в Азербайджане: отсутствие антисемитизма и антиамериканизма в Азербайджане. Израильские и американские еврейские организации регулярно хвалят Азербайджан за отсутствие антисемитизма. Неуверенность Тегерана усугубляется тем, что его азербайджанское меньшинство демонстрирует произраильские настроения. Это потому, что они правильно считают, что военная победа Баку над Арменией была продуктом современного оружия Израиля и Турции. Представитель азербайджанского меньшинства Ирана анонимно написал Gunaz TV, каналу, обслуживающему азербайджанское население в Иране, «кто бы ни был против иранского режима, тот наш друг».
Модернизирующийся и светский Азербайджан также поддерживает иранскую оппозицию, показывая ей альтернативный путь для своей страны. Пример Азербайджана для недовольных иранцев, поэтому, подобно той роли , которую играет демократическая Украина для российской оппозиции Владимира Путина ' режима s .
Третий фактор - опасения Ирана по поводу сепаратизма среди азербайджанского меньшинства, которое составляет более четверти его населения . Азербайджанское меньшинство поддерживало Баку в войне в Нагорном Карабахе 2020 года, позиция, которая диаметрально расходилась с поддержкой Тегераном Армении. В 2021 году Фонд защиты демократий , вашингтонский аналитический центр, который имел тесные связи с администрацией Трампа, и израильский Центр стратегических исследований Бегина-Садата призвали к «демонтажу» Ирана (то есть к поддержке сепаратизма Азербайджана и других меньшинств). внутри страны). На ирано-азербайджанской границе Израиль имеет посты прослушивания и использует беспилотные летательные аппараты.для сбора разведданных по иранским военным делам. Азербайджанское меньшинство в Иране является важным источником человеческого интеллекта для Израиля.
Четвертый фактор - рост турецкого влияния в Азербайджане. За последние три десятилетия азербайджанская экономика и энергетическая инфраструктура получили массовое развитие, что сделало его доминирующей страной среди трех южнокавказских государств, что не нравится Ирану. Как поясняется в американской дипломатической телеграмме , «следует понимать, что по ряду причин Иран может не быть объективно заинтересован в усилении Азербайджана. Тегеран преследует конкретные цели, связанные с его национальной безопасностью и территориальной целостностью, и поэтому никогда не допустит укрепления независимого Азербайджана ».
Турция явно выиграла от победы Азербайджана в войне 2020 года. Но то же самое сделал и Азербайджан, как благодаря восстановлению контроля над одной пятой своей территории, так и благодаря укреплению стратегического партнерства с Турцией через Шушинскую декларацию 2021 года . Иран обеспокоен тем, что Азербайджан станет каналом роста турецкого влияния в Центральной Азии, где четыре из пяти наций являются тюркоязычными. Туркменистан и Казахстан уже развивают рынки сбыта энергоресурсов через Азербайджан и Турцию, чтобы обойти контроль России над региональными трубопроводами.
Шуша Декларация была первым случаем , когда две страны, один из бывшего СССР , а другой член НАТО, подписали соглашение о стратегическом партнерстве , которое равнозначно де - факто пакта безопасности. В 1994 году Украина подписала Будапештский меморандум с тремя провозглашенными ядерными державами - Соединенными Штатами, Соединенным Королевством и Россией - по которому Украина отказалась от своего ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. Два десятилетия спустя, когда Россия оккупировала Крым, эти гарантии безопасности были сочтены бесполезными, когда Соединенные Штаты и Великобритания наблюдали, как Россия их игнорирует.
Шуша декларация гораздо более четко , чем Будапештский меморандум , так как Азербайджан, который не является членом НАТО, имеет гарантии безопасности от члена НАТО. Угроза Турции в соответствии со статьей V Вашингтонского договора - это угроза для всех членов НАТО. Подобно Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной, подписанной в 1997 г., в Шушинской декларации говорится, что «в случае угрозы или акта агрессии со стороны третьего государства или государств против их независимости, суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности или безопасности их международно признанные границы, стороны проведут совместные консультации ».
Но после этих «консультаций» Шушинская декларация делает еще один важный шаг, заявляя, что «после определения путем срочных обсуждений объема и формы такой возможной помощи будет принято решение об обеспечении потребностей обороны для принятия совместных мер и скоординированных действий. Будет организована деятельность силовых и административных органов Вооруженных Сил ».
Между Турцией и Азербайджаном расширяется военное, безопасность и экономическое сотрудничество. В СМИ говорится о возможном открытии турецкой военной базы в Азербайджане, что вызывает озабоченность у России. Турецкие компании участвуют в восстановлении инфраструктуры в западном Азербайджане, разрушенной после трех десятилетий армянской оккупации. В Шушинской декларации говорится о будущем сотрудничестве в области разработки военных технологий, совместных военных учений, повышения кибербезопасности и борьбы с терроризмом против Турции.
Пятый фактор - это разочарование Ирана по поводу исхода войны 2020 года, которая после возвращения оккупированных территорий Азербайджану сократила ирано-армянскую границу до менее чем 50 километров. Это дает Азербайджану очень эффективный удушающий блок для иранских дорожных поставок армянскому сепаратистскому меньшинству в Карабахе.
До 2020 года торговля Ирана с оккупированным Арменией Азербайджаном не облагалась таможенными пошлинами. Рост напряженности возник после того, как в Азербайджане начали вводить пошлины и проверять грузы . Иранский груз ошибочно маркируется, возможно, преднамеренно, как предназначенный для «Степанакерта, Армения», столицы бывшего сепаратистского анклава Нагорного Карабаха, который в прошлом году был возвращен под контроль Азербайджана.
Азербайджан также «обеспокоен тем, что иранские грузовики могут также перевозить военную технику, которая может оказаться в руках армян». Во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года иранские грузовики отправляли военное снаряжение армянским силам. Алиев заявил, что «нам уже было известно, что иранские грузовики незаконно въезжали в Карабахский регион много раз во время и до войны».
Соединенные Штаты должны присоединиться к Израилю и поддержать ось Турция-Азербайджан-Пакистан в качестве противовеса Ирану и России на Южном Кавказе и в целом на Ближнем Востоке. Это стратегически необходимо после падения Афганистана под властью Талибана и прихода к власти антиамериканского президента Ирана.
Тарас Кузио - профессор политологии Киевско-Могилянской академии национального университета и автор книги «Русский национализм и российско-украинская война», опубликованной Routledge в январе 2022 года.
nationalinterest