И если большинство контрактов на импорт вооружений обычно оформляются в дипломатически нейтральных тонах, то Блащак о причинах покупки деликатничать не стал: «Разумеется, это ответ на вызовы международной безопасности, с которыми столкнулась наша страна. Наша задача — сдержать потенциального агрессора. И мы все знаем, где этот агрессор находится», — сказал он, явно имея в виду Россию.
Блащак не только упомянул конкретного противника, но и пошел еще дальше, назвав точную российскую продукцию, которой новые польские M1A2 призваны противостоять: «Итак, мы заказываем самые современные танки. Эти танки доступны в наиболее оснащенной версии, проверены в боях и созданы для противодействия самым современным российским танкам Т-14 „Армата"», — сказал он. В модификации SEPv3 в проверенную формулу M1 Abrams были внесены всесторонние улучшения — в частности, новая радиосистема, обновленная инфракрасная система переднего обзора FLIR, новая система радиоэлектронной борьбы, вспомогательная силовая установка для повышения эффективности и многое другое. Российская платформа ОБТ следующего поколения Т-14 «Армата» отличается беспилотной конструкцией башни со 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А82-1М с механизмом автоматического заряжания.
Ранее в этом году польские военные провели масштабные учения против Западного военного округа — пожалуй, самого боеспособного и лучше всех оснащенного из пяти военных округов России. В моделировании «Зима — 20» участвовали ракетные комплексы «Патриот», высокомобильные реактивные системы залпового огня M142 HIMARS и другие образцы новейшей военной техники Польши. Результатом стало не что иное, как сокрушительное поражение. Военно-воздушные силы и флот Польши оказались быстро смяты и уничтожены, в то время как передовые батальоны страны понесли ошеломляющие потери — от 60% до 80%. По первоначальному плану польские войска должны были продержаться 22 дня, но уже к пятому дню российские войска оказались на подступах к Варшаве на реке Висла.
Подробности учений хранятся в тайне, а польское правительство сообщило журналистам, что «учения, их ход и выводы являются секретной информацией». Поэтому участвовали ли в них танки Т-14 «Армата», которых в настоящее время слишком мало, чтобы повлиять на исход боя, неясно. А учитывая конфиденциальность учений, невозможно оценить и влияние, которое на их исход могли оказать 250 танков M1A2 SEPv3. Хотя оценить их потенциальную роль в войне трудно, нет никаких сомнений, что их приобретение существенно повысит возможности сухопутных войск Польши в остром конфликте с Россией. Кроме того, возможны и политические выгоды, поскольку эксперты назвали покупку четким сигналом Москве о неизменной приверженности Вашингтона миссии сдерживания НАТО.
Марк Эпископос
The National Interest