Вплоть до последнего времени основным направлением армянской лжеистории было искажение наследия в Азербайджане и на восточных территориях Турции. Для утверждения факта своей автохтонности на этих территориях соседи настойчиво продвигали идеи своего тысячелетнего присутствия в регионе. С этой целью под видом реставрации арменизировались албанские храмы, параллельно жестоко уничтожалось все, связанное с историей Азербайджана и Турции.
В этом контексте достаточно напомнить факт о том, что только на территории Армении уничтожены более 300 азербайджанских мечетей, сравнены с землей более 500 кладбищ. Наряду с этим сносились крепости, караван-сараи, наскальные рисунки, которые отображали историческое присутствие на этой территории азербайджанцев.
Не чурались армянские фальсификаторы и искажения христианской истории региона. После того, как в 19 веке была упразднена Албанская церковь, армяне получили в управление все ее имущество. За прошедшие годы делалось все, для искажения истории и присвоения всего наследия Албанской церкви, которая, между тем является одной из самых древних в истории христианства.
В этой череде фальсификаций соседи не жалели и собственных достопримечательностей, своего, что могло помешать их политике. После оккупации Карабаха, армянские власти спешно уничтожили памятник, установленный в 1978 году на территории тогдашнего НКО в Мараге и подтверждающий факт начала заселения армянами Карабаха с 1928 года. Но как известно, стереть бесследно историческое наследие практически невозможно. Отражающие реальную историю региона видео и фотоматериалы, сохранены в азербайджанских архивах.
Армянские политики против покровителей армянского народа
“Теперь он и тебя сосчитал”, говорят герои друг другу в мультфильме под названием “Козленок, который умел считать до десяти”. Главный герой мультфильма был единственным в той компании, кто мог считать и едва завидев новый объект на горизонте начинал свой счет. Новым объектом на горизонте армянских фальсификаторов стала Москва. И это несмотря на то, что она внесла неоценимый вклад в создание государства под названием Армения.
В новых учебниках истории для 8-х классов армянских школ в одной из глав под провокационным названием “Насильственное присоединение Восточной Армении к России” в искаженном виде изложены события на Южном Кавказе конца XVIII – начала XIX веков. В российском МИД обратили внимание на то, что ревизии подверглись оценки итогов русско-персидской войны 1826-1828-х годов, а Туркманчайский мир назван не иначе как “аннексией” Восточной Армении.
Комментируя данный вопрос, азербайджанский историк Ризван Гусейнов напоминает, что ни в Туркменчайском договоре 1828 года, ни в подписанном до него Курекчайском договоре нет такого понятия как “Восточная Армения”. Курекчайский договор констатирует присоединение к Российской империи Карабахского ханства, а в Туркменчайском договоре прописано присоединение к ней Иреванского и Нахчыванского ханств. А само понятие “Восточное Армения” было впервые использовано в советское время и не является отражением исторических реалий.
Наряду с этим стоит отметить, что нынешнее руководство Армении поставило своей целью переписывание самой концепции подхода к истории, считает историк. Он отмечает, что в исторической науке все еще нет такого понятия, как история государства Армения. Армянские историки писали историю армянского народа, что связано с тем, что в истории не было устойчивого образования под названием государство Армения.
“Основную концепцию истории армянского народа составляло объединение истории различных территорий, где относительно компактно проживали армяне. Так и зародилось понятие Великой Армении, что ничего общего с историей государства как такового не имеет”, - отмечает Гусейнов.
По словам историка, правительство Пашиняна старается написать историю государства Армения, историческое подтверждение которого, как заявил в одном из своих выступлений армянский премьер-министр, восходит к началу 20-го века и датируется созданием Араратской Республики в 1918 году.
Но стоит отметить, что пересмотр своей истории не должен затрагивать объективные события из истории других государств и народов, что наблюдается в вопросе с новым учебником.
Надир Шафиев