Подобные выпады в адрес Азербайджана напрочь лишены какой-либо правовой и моральной состоятельности. Во-первых, армянские военнослужащие, находящиеся под арестом в Азербайджане, не являются пленными, ибо задержаны на его территории уже по окончании 44-дневной войны 2020 года и обвиняются в совершении конкретных преступлений. Касательно же «сотен пропавших без вести и насильственно исчезнувших в результате первой и 44-дневной Карабахской войн», Государственная комиссия Азербайджанской Республики по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан, со ссылкой на Международный комитет Красного Креста (МККК), обнародовала данные о том, что 776 лиц армянского происхождения считаются пропавшими без вести в период первой Карабахской войны, 345 - во время второй Карабахской войны. Однако очевидно, что вина за наличие проблемы пропавших без вести армян целиком и полностью лежит на самой Армении - стране-зачинщице конфликта, развернувшей военную агрессию против Азербайджана и удерживавшей под своей оккупацией на протяжении почти 30 лет, с начала 1990-х годов и вплоть до осени 2020 года, пятую часть его международно-признанной территории. При этом после завершения второй Карабахской войны и подписания трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года были найдены и переданы армянской стороне останки 1 713 армянских военнослужащих.
Во-вторых, и это - главное, Армения и ее МИД продолжают умалчивать о судьбах почти 4 000 азербайджанцев, пропавших без вести во время первой Карабахской войны в результате военной агрессии Армении против Азербайджана. Согласно официальным данным Азербайджаном, констатированным сегодня как на уровне Госкомиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан, так и главы МИД Джейхуна Байрамова, 3 890 граждан Азербайджана зарегистрированы в качестве пропавших без вести в первой Карабахской войне. Из них 719 - гражданские лица: 71 несовершеннолетний ребенок, 267 женщин, 326 пожилых людей. Пропавшими без вести в ходе второй Карабахской войны считаются шесть человек.
Армения как на протяжении всего периода многолетнего конфликта, так и после 44-дневной войны отказывалась и отказывается предоставлять информацию о судьбах тысяч пропавших без вести азербайджанцев. Под давлением Баку Армения передала останки предположительно лишь 138 из пропавших без вести в первой Карабахской войне азербайджанцев. Усилиями же самих азербайджанских поисковиков обнаружены массовые захоронения в освобожденных селениях Эдилли и Фаррух - новые свидетельства военных преступлений, совершенных армянскими оккупантами на территории Азербайджана.
Собственно, главная причина скрытности официального Еревана по вопросу пропавших без вести азербайджанцев во время первой Карабахской войны заключается как раз в стремлении воспрепятствовать обнародованию новых фактов, указывающих на совершение армянской военщиной многочисленных военных преступлений против азербайджанского народа. И не случайно, что именно Азербайджан, а не Армения, по завершении 44-дневной войны и самого карабахского конфликта поднял вопрос о невыясненности судеб тысяч пропавших без вести лиц во время первой Карабахской войны. Ныне этот вопрос является важнейшей составной частью гуманитарных проблем, обсуждаемых в процессе нормализации азербайджано-армянских межгосударственных отношений. В частности, на площадке Брюссельских переговоров, осуществляемых при посредничестве главы Совета Евросоюза Шарля Мишеля, очередной раунд которых запланирован на завтра, 31 августа.
Без решения вопроса пропавших без вести почти четырех тысяч азербайджанцев немыслимо решение всего комплекса гуманитарных проблем, существующих во все еще неурегулированных отношениях между Азербайджаном и Арменией, и тем более - установление полноценного доверия и сотрудничества между сторонами. Если, конечно, Армения вообще нацелена на реализацию данной перспективы. Серьезные сомнения на сей счет связаны с тем, что она до сих пор не отказалась от территориальных претензий к Азербайджану и этим лишь сохраняет вероятность новой войны, которая неизбежно будет сопровождаться новыми человеческими трагедиями, гуманитарными катастрофами.