С чем лидеры шли на встречу?
Инициатором этой встречи была российская сторона. Поэтому резонно начать с пожеланий Москвы.
Всем известно, что именно российский президент выступил с инициативой прекращения боевых действий, с последующими переговорами о долгосрочной мирной жизни в регионе. О целях России в регионе недавно писал аналитик Таир Джафарли, и он связал эти события с необходимостью открытия транспортной инфраструктуры региона и развития экономических возможностей. (статью Таира Джафарли «Экономическая суть Карабахской войны» можно прочитать на нашем сайте – прим. Ред.) Договоренности в Москве показали, что аналитик был абсолютно прав. И проявления этих целей не заставили себя долго ждать.
И так, Москва, реанимируя логистические возможности региона, надеется на развитие товарооборота через транспортные линии Южного Кавказа. Таким образом можно будет минимизировать урон, нанесенный пандемией, а также развивать торгово-экономические связи со странами региона и максимально использовать их транзитные возможности.
Азербайджанская сторона, в лице президента Ильхама Алиева преследовала 2 основные цели, одна из которых политическая, а вторая – экономическая. Начнем со второй.
Развитие логистических возможностей региона дает Азербайджану возможность получения доходов от транзита грузоперевозок. Только в ближайшем будущем Азербайджан может получить прибыль с перевозок российских, иранских, турецких и даже армянских грузов. Добавить сюда возможную интеграцию в железнодорожную сеть Ирана, и таким образом выход на восток (Пакистан, Афганистан, Средняя Азия, Индия, Китай и т.д.) и к Персидскому заливу. Кроме транзитных возможностей, Азербайджан получает возможность проведения импортно-экспортных операций с рядом государств по максимально близким маршрутам доставки, что благотворно скажется на времени и цене доставляемого товара. Это тезисно об экономических девидентах.
С политической стороны:
а) Азербайджан получает прямой выход на Нахчыван, который уже более 30-ти лет находился в армянской блокаде;
б) Азербайджан получает альтернативный выход на Турцию, который позволяет диверсифицировать логистические возможности по выходу на западном направлении;
в) И самое главное, Азербайджан хотел юридически закрепить свою победу и установление мира в регионе.
И все эти цели в целом удалось достичь (хотя есть небольшие нюансы, требующие еще большего закрепления).
А каковы цели Армении? И тут обязательно надо разделить цели Пашиняна – руководителя Армении, и Пашиняна – как политика.
Как руководитель Армении, Пашинян прекрасно понимает, что реализация этих договоренностей дает его стране возможности, о которых еще вчера он не мог и мечтать. Выход из экономического, логистического, и если хотите – даже политического тупика дает Армении большие возможности в экономической сфере, и соответственно послужит росту благосостояние населения страны. С развитием отношений со странами региона, включая и Азербайджан, Армения наконец-то сбросит с себя домоклов меч международного признания страной агрессором, с чем ей приходилось бороться все это время. Короче говоря, Армения является той страной региона, которая может выиграть от этих соглашений больше других (как это не странно может показаться).
Что-же касается Пашиняна как политика, он достаточно трезво оценивает ситуацию в своей стране. Лидеры оппозиции намерены использовать создавшуюся ситуацию для свержения ненавистного им Никола Воваевича. Хотя как трезвые политики, они также осознают реалии сложившейся ситуации в регионе. Именно поэтому Пашинян уделял основное внимание на гуманитарные вопросы, особенно на проблему обмена военнопленными. И тут он явно лукавил! Ведь речь шла главным образом о 62-х диверсантах, которые были заброшены в Азербайджан после подписания трехстороннего соглашения 10-го ноября и совершили террористическую вылазку. Таким образом приходим к выводу, что это никакие не военнопленные, а попросту – ТЕРРОРИСТЫ. Это понимает и Пашинян, но в своей стране в создавшейся ситуации сказать этого не может. Его не то чтобы не поймут, а скорее всего – «порвут». Вот и приходится ему варьировать.
Тема для размышдений
И наконец главный итог для размышлений. Путин показал всем, что главный игрок во всей этой ситуации Кремль. Именно Москва расставляет основные точки над i. Но при этом, в отличие от предыдущих лет и предыдущего опыта, Кремль старается максимально учитывать интересы партнеров по этому Соглашению. А это главное на данный момент. И похоже, что именно эта тенденция будет характеризовать поведение Кремля на ближайшие годы на всем постсоветском пространстве.
Надир Шафиев, политилог
Начало по ссылке: Часть I:( https://pozitsiya.com/news/ru/4587/vojna-v-karabahe-zakonchilas-voprosy-ostalis) Часть II: (https://pozitsiya.com/news/az/4693/vojna-zakonchilas-voprosy-ostalis-chast-II) Часть III: (https://pozitsiya.com/news/ru/4822/vojna-zakonchilas-voprosy-ostalis-chastIII-interesy-turcii-i-irana-)
Начало по ссылке: Часть I:( https://pozitsiya.com/news/ru/4587/vojna-v-karabahe-zakonchilas-voprosy-ostalis) Часть II: (https://pozitsiya.com/news/az/4693/vojna-zakonchilas-voprosy-ostalis-chast-II) После Второй Карабахской войны уже ничто в регионе не будет по прежнему. Изменилась как политическая, так и экономическая, и даже идеологическая составляющая взаимоотношений на Южном Кавказе и вокруг него. И как уже говорилось в предыдущих частях этого труда, от подписанного 10-го ноября соглашения выиграли все стороны конфликта, независимо от того, как сегодня воспринимают ситуацию в обществах разных стран.
Начало по ссылке: Часть I: https://pozitsiya.com/news/ru/4587/vojna-v-karabahe-zakonchilas-voprosy-ostalis И так, в первой части статьи мы рассказали о том, что с подписанием трехстороннего соглашения Армения добилась максимума, который на тот момент могла себе позволить. Что касается России, то и она выиграла от Трехстороннего соглашения по прекращению боевых действий в Карабахском регионе Азербайджана.
Прошло около четырех месяцев со дня окончания Второй Карабахской войны. Не слышно канонады, идут восстановительные работы, проводится разминирование территорий и тем не менее остается много вопросов, на которые хочется получить вразумительные ответы. Основные вопросы можно сгруппировать на четыре группы, по количеству участвующих в послевоенном строительстве сторон.